SEO: что это такое и как помогает бизнесу

SEO — популярный способ продвижения сайта в интернете. Он решает множество задач: повышает трафик, увеличивает конверсию, делает бренд узнаваемым. В статье расскажем, что такое SEO, зачем им заниматься и из чего оно состоит.

Что такое SEO и для чего оно нужно

Предположим, вы живете в Санкт-Петербурге и хотите заказать еду. Вводите запрос в Яндексе или Google: «Заказать доставку еды из ресторанов в Санкт-Петербурге». Компании, которые вы увидите на первых строчках, провели грамотную SEO-оптимизацию.


Пример выдачи Яндекс

Если возле ссылки есть пометка «Реклама», значит, бизнес поднялся вверх благодаря контекстной рекламе

SEO (search engine optimization) дословно означает «поисковая оптимизация». Его главная цель — вывести сайт на первые позиции выдачи поисковых систем по тематическим запросам и получать трафик. Чем больше трафик, тем больше потенциальных клиентов будет у бизнеса. Кроме того, поисковая оптимизация помогает компаниям повышать узнаваемость, улучшать репутацию и достигать других целей, напрямую не влияющих на получение прибыли.

SEO необходимо, чтобы алгоритмы Яндекса, Google и других поисковиков «увидели», что на страницах размещена информация, которую ищут люди. Благодаря этому ресурс попадает на первые позиции выдачи.

Поисковая оптимизация — выгодный способ продвижения. Вам нужно заплатить за работу специалистов, но каждый клик по ссылке на сайт из поиска — бесплатный. Получается, ресурс будет получать тысячи уникальных пользователей в месяц, а платить за них не нужно.

Как работает SEO-продвижение

Поисковики постоянно изучают тысячи страниц, их информацию, тематику, качество. Затем сохраняют полученные данные в своих базах. Этот процесс называется индексацией. Когда пользователь вводит запрос, система ищет подходящие страницы именно в своей базе данных. Если сайта нет в выдаче, значит, поисковик еще не проиндексировал его или считает, что на нем нет релевантной информации.

У каждого поисковика свои критерии, по которым он выводит ресурсы в топ. Но есть несколько общих:

  1. Наличие ключевых слов в текстах и активных элементах — меню, кнопках, метатегах. По запросу «Заказать доставку еды из ресторанов в Санкт-Петербурге» Яндекс или Google покажут страницы, на которых встречается это сочетание или отдельные слова из запроса.
  2. Изображения и видео по теме запроса. На сайте должны быть разные материалы: текст, картинки, видеоролики. Поисковые системы считают такие ресурсы более качественными, поэтому продвигают в выдаче.
  3. Сайт активно посещают пользователи. Если посетители проводят на страницах много времени, а на других площадках и в соцсетях есть ссылки на ресурс, поисковики будут продвигать его вверх.

Некоторые критерии неизвестны SEO-специалистам и владельцам бизнеса, потому что поисковые системы не разглашают их. Поэтому в первую очередь важно повысить качество ресурса: писать уникальный контент, размещать ссылки и т. д.

Какие методы поискового продвижения бывают

Существуют легальные и нелегальные способы поисковой оптимизации. SEO-специалисты условно разделяют их на белые, серые и черные методы.

Черное SEO

Нелегальный метод оптимизации, который нарушает правила поисковиков. Этот способ позволяет получить быстрый результат — выйти в топ за короткий срок.

Наиболее популярные инструменты черного SEO:

  1. Применение дорвея. Дорвей — целый ресурс или отдельные страницы, при открытии которых пользователь сразу попадает на другой сайт. На дорвеях нет полезной информации для читателя, но они наполнены ключевыми словами — именно поэтому попадают в топ.
  2. Размещение скрытого текста. Это контент , который не виден посетителям, но который индексируют поисковые системы. Пример — белый текст на белом фоне. Обычно в скрытом тексте много ключевых слов, по которым сайт выходит на первые позиции выдачи.
  3. Клоакинг. Пользователи видят одну информацию, а поисковики — другую.

Яндекс и Google мониторят сайты, которые используют нелегальные методы, и накладывают санкции: перестают индексировать или намеренно понижают позицию в выдаче. Иногда системы блокируют ресурс навсегда.

Серое SEO

Подразумевает инструменты, которые поисковые системы не запрещают, но и не одобряют. Поэтому метод нельзя назвать легальным полностью.

Примеры серого продвижения — слишком большое количество ключевых слов на странице, платные ссылки со сторонних площадок. Такие методы используют многие специалисты: поисковые алгоритмы не обращают внимания на небольшие нарушения. Однако если злоупотреблять серыми инструментами, Яндекс или Google могут заблокировать компанию — временно или навсегда.

Белое SEO

Наиболее предпочтительный, легальный способ оптимизации. Белое SEO не нарушает правила поисковых систем и приносит качественный результат: сайт останется в топе долго без риска получить санкции Яндекса и Google.

Рассмотрим основные рекомендации для белого SEO:

  1. Сделайте сайт, которым захотят пользоваться обычные люди. Создайте понятный интерфейс, привлекательный дизайн, интересный контент.
  2. Ставьте только те ссылки, которые будут интересны вашей целевой аудитории. Избегайте сомнительных площадок или ресурсов, на которых слишком много ссылок на другие сайты: скорее всего, их просто купили.
  3. Используйте только те запросы, которые соответствуют тематике вашего сайта. Например, если продаете только одежду, не используйте ключи, связанные с обувью.
  4. Создайте простую структуру. Пользователь должен быстро находить нужный раздел или товар.
  5. Убедитесь, что ваш сайт работает и хорошо отображается на мобильных устройствах.
  6. Используйте инструменты аналитики, отслеживайте результаты и постоянно улучшайте сайт для пользователей, обновляйте и актуализируйте информацию.

Что входит в оптимизацию: основные этапы

Главная задача специалиста — улучшить факторы ранжирования сайта. Это признаки, по которым алгоритмы поисковых систем решают, соответствует ресурс запросу пользователя или нет. Для этого проводят несколько видов работ, рассмотрим основные.

Провести технический аудит

Сначала необходимо провести технический анализ ресурса. Например, проверить его структуру, качество контента, скорость загрузки страниц. Аудит позволяет выявить ошибки, которые мешают продвижению. После анализа SEO-специалист составляет рекомендации по улучшению и доработке ресурса.

Провести анализ рынка, конкурентов

Нужно понять тенденции и особенности сферы, в которой работает компания. Также важно провести анализ конкурентов: выявить основных, определить их сильные, слабые стороны, фишки, которые можно использовать у себя. Например, если у конкурентов есть бонус за регистрацию, стоит внедрить его у себя.

Составить семантическое ядро

Семантическое ядро — это набор тематических поисковых запросов, по которым необходимо привлекать трафик.

Сначала нужно собрать тематические ключи. Обычно для этого используют специальные инструменты, например, Яндекс Вордстат.


Пример кластера

Яндекс Вордстат отображает самые популярные запросы, количество показов в месяц, позволяет определить интересы аудитории. Например, в данном запросе Яндекс Вордстат показал, что пользователей интересует не просто покупка пластиковых окон, но и услуга установки.

После сбора семантического ядра нужно провести кластеризацию — распределить ключи по группам. Обычно один кластер — это одна страница. В результате видно, сколько страниц будет всего, и какая структура станет наиболее удобной. Например, для интернет-магазина верхней одежды могут быть такие группы: «Шубы из натурального меха», «Пальто», «Пуховики» и т. д.


Яндекс.Вордстат

Пример кластера

В каждом кластере важно уточнить частоту использования запроса. Наиболее частотные ключи нужно использовать больше остальных и желательно в точной форме.

Выполнить оптимизацию

Оптимизация включает несколько видов работ. Например, технические улучшения: повысить скорость загрузки страниц, удалить дубли, почистить код, установить подходящие метатеги, файл robots.txt.

Также нужно оптимизировать контент: написать уникальные, информативные, полезные статьи, обновить заголовки, подзаголовки с использованием ключевых слов.

Обеспечить ссылочную массу

Специалист разрабатывает стратегию получения качественных обратных ссылок от других авторитетных и релевантных ресурсов. Эта работа помогает повышать авторитетность вашего сайта у поисковых систем.

Оптимизировать мобильную версию

Удобная мобильная версия — важный параметр ранжирования. Все страницы должны быть адаптированы под мобильные устройства, открываться без ошибок, зависания, в правильном формате.

Мониторить позиции, проводить аналитику

Специалист устанавливает инструменты веб-аналитики, чтобы отслеживать посещаемость, поведение пользователей, показатели конверсии и другие метрики. Эта работа позволяет оценить результаты продвижения и внести изменения, если нужно.

Обновлять сайт

Оптимизация — это непрерывный процесс: нужно регулярно обновлять и актуализировать страницы. Например, размещать в блоге новые статьи, писать тексты для сторонних площадок, которые ведут на ваш сайт, удалять устаревшую информацию.

Кто занимается поисковой оптимизацией

В SEO-продвижении участвуют разные специалисты. Какие — зависит от количества задач, сложности проекта, ожидаемых результатов. Перечислим основных сотрудников, которые занимаются поисковой оптимизацией.

SEO-специалист

Руководит оптимизацией, отвечает за общую стратегию, методы продвижения. Задачи SEO-специалиста — аудит, устранение ошибок, поиск и анализ ключевых слов, оптимизация контента и метаданных, работа со ссылками, исследование конкурентов и мониторинг результатов продвижения. Также он формирует технические задания (ТЗ) для других членов команды.

Копирайтер

Пишет уникальные, оптимизированные тексты: статьи, описания продуктов, разделов. Контент должен быть полезным, интересным, отвечать требованиям поисковых систем. В своей работе копирайтер использует ТЗ и рекомендации SEO-специалиста.

Контент-менеджер

Как и копирайтер, работает с контентом. Но этот специалист не пишет статьи, а публикует их на сайте, оформляет карточки товаров, вносит необходимые изменения.

Веб-дизайнер

На ранжирование страниц влияет их дизайн и удобство, за которые отвечает дизайнер. То, насколько активно специалист участвует в продвижении, зависит от состояния ресурса. Иногда нужно внести небольшие корректировки, устранить ошибки, а в некоторых случаях — переделать дизайн полностью.

Веб-разработчик

Отвечает за техническую оптимизацию: прописывает корректные метатеги, оптимизирует скорость загрузки страниц, улучшает структуру URL, создает карту сайта и работает с другими техническими параметрами, которые могут влиять на продвижение.

Специалист по контекстной рекламе

Его привлекают, когда нужно усилить эффект SEO с помощью платной рекламы.

Контекстолог собирает запросы, пишет тексты объявлений, настраивает рекламу.

Аналитик

Отслеживает и анализирует данные веб-аналитики. Оценивает эффективность стратегии, вносит изменения. Аналитик может исследовать посещаемость, объем трафика, поведение пользователей и другие метрики.

Можно нанять всех специалистов отдельно и платить зарплату каждый месяц. Но надежнее обратиться в агентство, которое комплексно занимается SEO. В штате таких компаний обычно есть все специалисты. Они используют проверенные методы, благодаря чему вы получите качественный результат.

Сколько стоит оптимизация

Стоимость поисковой оптимизации зависит от разных параметров, например:

  1. Объем работы. Чем больше товаров, разделов, страниц, тем больше времени и усилий потребуется. Это может отразиться на стоимости.
  2. Конкурентность ниши. Если компания работает в высококонкурентной нише, то выйти на первые позиции выдачи будет сложнее. Поэтому стоимость продвижения выше, в отличие от узких ниш.
  3. Квалификации специалистов. Услуги подрядчиков с опытом обычно стоят дороже, чем у новичков. При этом их работа более качественная.
  4. Дополнительные услуги. Если нужно провести дополнительные работы, например, запустить контекстную рекламу, необходимо увеличить бюджет на продвижение.
  5. Географическое положение. В разных регионах стоимость услуги разная из-за особенностей рынка, уровня конкуренции. Например, получить трафик из поисковой выдачи московскому сайту сложнее, чем ресурсу из Новосибирска.

Подведем итоги

SEO-продвижение помогает владельцам бизнеса решить много задач. Например, получать трафик из поиска, повысить узнаваемость бренда, увеличить конверсию. С помощью оптимизации можно снизить затраты: органический трафик будет расти, поэтому не придется тратить деньги на рекламу. А каждый переход на сайт из поиска бесплатный.

Кроме того, SEO продолжит приносить результаты даже после завершения продвижения. При правильной оптимизации и поддержке у сайта будут высокие позиции в поиске, поэтому он будет получать достаточно трафика много месяцев или лет.